Россияне готовы к прохождению дополнительного обучения и заинтересованы в том, чтобы узнать больше о цифровой среде и современных технологиях. Об этом свидетельствуют результаты исследования отношения россиян к дополнительному образованию в сфере информационных технологий, которое Аналитический центр НАФИ и Министерство цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан провели в рамках реализации регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Большинство россиян готовы к прохождению дополнительного обучения: необходимость учиться на протяжении всей жизни, а не только в молодости, признают 90% опрошенных. При этом реальный опыт дополнительного обучения имеет только каждый пятый (21%).
Цифровая среда и информационные технологии – актуальная сфера обучения для многих россиян. Дополнительное образование по теме информационных технологий с целью повышения цифровой грамотности интересует половину (50%) опрошенных, чаще это молодежь в возрасте до 24 лет (64%). Больше всего россияне хотели бы повысить уровень своих знаний в таких областях, как решение технических проблем с устройствами и программами (38%), поиск нужной информации в цифровой сфере (37%), информационная безопасность (37%), работа с файлами и программами (35%).
Россияне разделились в самооценке своего уровня цифровой грамотности. Более половины (52%) оценили свой уровень цифровой грамотности как средний, треть – как низкий, каждый десятый (9%) – как высокий. Чаще всего учиться хотят россияне со средним уровнем самооценки цифровой грамотности.
Россияне заинтересованы в дистанционных образовательных программах в цифровой сфере: большинство тех, кто хотел бы улучшить знания и навыки в сфере информационных технологий, заинтересованы в бесплатном дистанционном обучении по этой теме (75%). При этом бесплатное тестирование уровня цифровой грамотности интересно только каждому четвёртому респонденту (28%), в то время как большинство (70%) не заинтересованы в такой возможности.
При этом россияне воспринимают дистанционный формат обучения неоднозначно. 54% россиян относятся к дистанционному обучению положительно, 36% – отрицательно. Основным недостатком видят отсутствие личного контакта студента и преподавателя. Кроме того, такой тип обучения считают менее эффективным (12%), неудобным (8%), смущает недостаток контроля и мотивации студента (7%).
Приверженность традиционному формату образования сказывается на интересе к различным видам дистанционного обучения. Почти половина опрошенных (42%) выбрали бы наиболее приближенные к традиционным видеоуроки с лектором. Однако также интересны и новые приемы: интерактивные практические задания и игры (30%), видеоролики (28%). Менее популярны тексты с иллюстрациями и аудиосопровождением (20%), видеокомментарии экспертов по теме лекции (18%). Наименее интересны мультипликационные видео (9%).
Большинство россиян имеют устройства, которые позволяют проходить дистанционное обучение. Техническая оснащенность россиян находится на достаточно высоком уровне: только 22% опрошенных не имеют устройств, позволяющих проходить дистанционное обучение (компьютера, ноутбука или планшета). Более двух третей опрошенных (68%) выходят в сеть ежедневно, еще 9% – несколько раз в неделю.
Всероссийский опрос НАФИ проведен в октябре 2019 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 52 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Под цифровой грамотностью понимается базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде.